Сегодня рассмотрим т.н. ляпы в замечательном советском фильме Эльда Рязанова “Вокзал для двоих”. Как всегда, напоминаю: для меня ляпы – не повод тыкнуть пальцем в съёмочную группу и посмеяться, а понимание того, как создавался фильм.
Если кому-то не нравится данная рубрика, можете в неё не заходить.
1. Ситуация, очень часто встречающаяся в фильмах. Различные платочки, шарфики, галстуки – в разных кадрах они сидят на актёрах по-разному. Что, в общем-то, логично, ведь повязывать эти аксессуары всегда одинаково – нереально. Сюда же можно отнести и некоторые причёски.
Не стал исключением и “Вокзал для двоих”. Кашне (платок, шарф – кому как нравится) главного героя постоянно завязан по-другому. В одном кадре так:
В другом так:
В третьем так. Здесь же, кстати, обратите снимание на окно.
Когда появляется милиционер, не только кашне у Басилашвили опять завязано по-другому, но и окно уже настежь открыто.
2. Обед. Официантка Вера подходит в Платону и принимает у него заказ. Здесь смотрим на счёты, стоящие у колонны (за плечом мужчины). Видно рамку, но не видно костяшек.
Когда Вера приносит поднос с едой, счёты стоят фактически так же, только теперь очень хорошо видны костяшки. И запомните расположение посуды на столе.
Женщина отошла как раз к той колонне, села и стала что-то считать. На тех самых счётах, разумеется.
Бутылка и бокал на столе у Платона уже стоят по-другому, хотя он к ним даже притронуться не успел.
Смена кадра – и снова нам показывают героев со стороны Рябинина. Как видите, на столе всё стоит так же, как было первоначально. Солонка и перечница задвинуты куда-то на край стола. Справа появилась ещё одна тарелка. А на скатерти есть неровности.
Вот Вера и Платон поговорили, официантка встала, встряхнула счёты, положила их на стол и ушла.
Но буквально через минуту мы видим совсем другую картину: счёты с невидимой частью костяшек опять стоят у колонны, а скатерть идеально гладкая. Солонка и перечница подвинуты близко, хотя в данном случае это логично – Платон мог ими пользоваться. И ещё мне кажется, что приборы стали отличаться размером.
3. Приезд Андрея, любовника Веры, проводника вагона номер 6. Мужчина выскакивает на перрон, хватает Верунчика под белы рученьки и бежит с ней в своё купе. Окно купе отмечено стрелкой, посмотрите, там висит сплошная занавеска.
В купе Андрей сразу начинает закрывать окно плотной шторкой. При этом мы видим, что занавесочки, оказывается, раздвинуты.
Полностью закрыл.
При этом во время разговора Веры и Андрея положение шторы меняется. То она закрыта, хотя снизу всё равно пробивается какое-то подобие света:
То полуоткрыта:
То закрыта часть:
И вот Андрей едет дальше, высовываясь как раз из второго окна своего 6-го вагона:
Интересно, что через два дня герой Никиты Михалкова прибыл уже в 7 вагоне:
4. Платон подходит к кассе. Посмотрите на стекло слева от мужчины, там стоит какая-то чёрная пластиковая фигура, а рядом с ней букет ландышей. Причём веточки ландыша немного закрывают чёрный треугольник.
А со стороны Платона ничего подобного нет:
5. Платон ложится на лавку в зале ожидания. На лавке стоит большая коробка, сверху рюкзак.
Ни коробку, ни рюкзак никто не трогал. Однако на общем плане видно, что они расположены уже по-другому.
Далее на лавку ложится Вера. Общий план: руками она обнимает сумку.
Крупный план: сумку Вера держит уже не так.
6. Ужин. Здесь та же ситуация, что уже рассматривалась выше. С разных ракурсов посуда располагается по-разному. Например, со стороны Платона есть пластиковый стаканчик.
А со стороны Веры – нет. Зато есть стеклянная банка. К тому же огурцы лежат по-другому и справа лежит хлеб. Да и остальная посуда “погуливает”.
Затем Вера достаёт стакан откуда-то сбоку и ставит посередине:
При этом в какой-то момент он снова пропадает из виду, а потом снова оказывается на столе.
7. Дома у колхозницы. Смотрите: телевизор стоит прямо, на безымянном пальце у колхозницы перстень.
И тут же нам показывают магнитофон и руку крупным планом. Перстень уже на мизинце.
А через минуту мы видим, что телевизор теперь стоит боком.
8. Продажа дынь. Когда нам показывают героя Олега Басилашвили прямо, видно, что по правую руку от него ничего нет.
А при съёмке сбоку в том месте уже лежат дыни.
9. В ресторане. Бутылка с лимонадом стоит перед Верой.
А с другого ракурса уже сбоку.
10. Сбоку на столе лежит лист жёлтого цвета.
А через несколько секунд он стал голубым.
Там же, тогда же. Бокал на столе стоит ближе к Людмиле Гурченко.
Пока главные герои разговаривали, даже не двигаясь с места, бокал переместился ближе к Олегу Басилашвили.
11. К вагону Платон шёл в галстуке.
А пришёл уже без. Теоретически он мог его снять, но не похоже. Герои только-только зашли в купе, вряд ли Платон сразу бы начал раздеваться.
Далее Вера и Платон разошлись по разным купе. Смотрите, занавесок в её отсеке нет.
А утром они вдруг появились. Хотя в купе всю ночь никого не было.
12. И опять посуда. В разных кадрах она стоит на столе по-разному. Например, бокал то дальше от бутылки.
То ближе:
А то появляются пустые бокалы и переставляются стопки:
13. Второй приезд Андрея. Вот он зашёл с чемоданами в зал и поставил их вертикально.
Тут подходит Платон, и проводник его “нокаутирует”, да так, что мужчина отлетает. При этом чемоданы почему-то стоят чуть ли не посередине зала и почти в горизонтальном положении.
Снова удар – и снова Платон падает. На этот раз видно, что чемоданы стоят уже не боком, а прямо. А упавший до этого стол сдвинулся сантиметров на 50. И скатерть, само собой, скомкана по-другому.
14. Царапины. Понятно, что нарисовать одинаковые повреждения на лице тоже очень сложно. Поэтому у Платона они немного видоизменяются. То царапина посередине щеки:
То и на царапину не похожи:
А то снова на щеке, но выглядят немного иначе:
15. Очень интересная ситуация с людьми из массовки. Пока Вера прощается на мосту с Платоном, мимо них проходит девушка в зелёном комбинезоне:
Когда поезд Платона отправляется (кстати, вагон у мужчины, как и у проводника Андрея, тоже 7-й), на перроне видно девушку в красной кофточке. Она стоит одна и машет рукой кому-то в вагоне, то есть она – провожающая.
А теперь смотрим на Веру, которая идёт по мосту, и на людей, которые попадаются ей навстречу. Например, на девушку в зелёном. Её показали два раза, спереди и сзади.
А вот девушка в красном прошла мимо Веры аж три раза. Причём была она не одна, а с женщиной.
И шли они опять в сторону перрона. Снова на поезд?
Наверняка были ещё какие-то актёры, прошедшие мимо Веры не по одному разу, просто эти две девушки ярче всего выделялись из массовки.
16. Последний штрих. Съёмочную группу видно в отражении проезжающей машины.
В статье использованы кадры из фильма “Вокзал для двоих”, режиссёр Э. Рязанов, 1982 год, “Мосфильм”.