В прошлой статье я сравнивала несколько серий передачи “Следствие вели…” с популярными советскими картинами, так как создатели передачи заявляют, что основой к этим фильмам послужили криминальные истории. Сегодня предлагаю ещё одну статью на эту тему, рассмотрим фильмы “Зимняя вишня”, “Любовь и голуби” и “Ирония судьбы…”
Ссылка на первую часть:
“Следствие вели…” & подлинные истории любимых советских фильмов. А так ли это?
“Зимняя вишня”.
Действие реальной истории происходит в 1982 году, а фильм вышел на экраны в 1985.
Фильм. Ольга – разведённая молодая женщина, воспитывающая сына-дошкольника. Встречается с Вадимом – женатым коллегой. Тот никак не может решиться уйти из семьи, но и Олю от себя не отпускает. Также у главной героини есть две лучшие подруги, Лариса и Валентина. В один прекрасный день в гостях у Вали Ольга знакомится с иностранцем, который готов на ней жениться и увезти их с сыном в новую заграничную жизнь. Однако Вадима такой вариант не устраивает…
“Следствие…” История заявлена как подлинная. Сюжет действительно очень похож. Жили-были три подруги, одна из них, Алла, воспитывала сына (мальчику на момент описываемых событий было лет 5). Несколько лет встречалась с женатым мужчиной, который так и не нашёл в себе сил оставить жену. В итоге Алла с ним порвала, а скоро познакомилась с иностранцем и собралась выйти за него замуж. Но была убита, причём в этот момент на ней было свадебное платье. Женщину задушили, перед этим ударив каким-то неизвестным острым предметом в область лба. Настолько неизвестным, что все криминалисты разом потерялись в догадках.
Также из квартиры пропал сын Аллы, маленький Вася.
Нашёлся мальчик у одной из подруг, которая объяснила, что Алла привела его сама днём ранее. При этом Вася спросил дядю из милиции, почему мама лежала на полу. На вопросы же не отвечал вообще (тут авторы серии дружно сделали вид, что мальчик от стресса перестал говорить). Получается, мама привела Васю к подруге, потом пошла домой и легла на пол, а Вася вернулся и это увидел? Или мама лежала на полу, а потом встала и отвела сына к подруге? Или есть ещё варианты?
Здесь, конечно, очень заметно желание сценаристов сделать сюжет как можно более драматичным и закрученным, но только это никак не состыковывается с ходом расследования, а отсюда хромает и логика повествования. Приходится выбирать. Если показать нормальную работу оперативников, придётся раньше времени зрителям рассказать, чем закончится история. Если сохранить эффект напряжённости и загадочности до конца, получится, что оперативники вроде как дурачки, не умеющие нормально раскрывать преступления и не делающие многих элементарных вещей.
Например, как можно объяснить тот факт, что только в конце серии оперативника внезапно (!) посетило озарение на тему того, каким предметом стукнули Аллу? Ну как внезапно? Он просто этот предмет увидел – и озарился. Что там эксперты-криминалисты, когда есть вот такие зоркоглазые милиционеры?
Или та же история с мальчиком. Вот ребёнок явно что-то знает, но всё раскроется только в финале, а до этого момента мальчика никто особо не трогает. Хотя как будто и пытается. Есть момент, когда один из следователей приходит к подруге Аллы и та говорит, что мальчик спит. Мужчина выходит во двор и садится на лавочку ждать. Ждать чего? Когда Вася проснётся и выйдет с дядей поговорить? Так он же дар речи потерял, с чего она вдруг к нему вернётся в середине серии?
И таких моментов хватает, причём не только в этой серии, но и в других тоже.
В конце фильма случилась и погоня, прямо как в кине. Бывший возлюбленный Аллы на отечественной машине гнался за Мерседесом, в котором ехал несчастный жених, подруга Аллы и маленький Вася. Как объяснил Леонид Каневский, Йохан (так звали жениха) забрал подругу погибшей и её сына с собой, чтобы они у него на родине развеялись, причём уехали все внезапно, буквально в одночасье.
Не знаю, как насчёт развеялись, за границу в то время просто так выехать было нереально. Куча справок, куча препятствий, уйма времени… Куда они вдруг поехали развеяться? При этом по ходу повествования сам же ведущий рассказывал о препонах, чинимых бюрократической машиной. Короче, и здесь нестыковочка получилась.
Да и сам факт того, что бывший возлюбленный гонится за машиной, чтобы забрать мальчика, вызывает недоумение. С какой стати он его должен забирать? Вася ему кто?
Фото Аллы. Опять меня терзают смутные сомнения (с). Женщина лежит как живая. Всё больше склоняюсь к мысли, что фотографии “убитых” делаются специально для “Следствия…”, слишком нереально они выглядят. На мой взгляд, тут два варианта: либо история полностью выдумана, либо есть настоящие фото, но их лучше не показывать широкой публике.
Собственно, и про всю историю можно сказать так же: или она является фантазией сценаристов, или что-то подобное имело место, но, конечно, не так остросюжетно и захватывающе, как нам пытаются преподнести. Проще говоря, хотят приляпать этот случай к сюжету “Зимней вишни”.
“Любовь и голуби”.
Внимание! Здесь будут названы имена преступников.
Фильм вышел в 1984 году. Отец семейства уезжает на юг и заводит там роман. После отпуска едет не домой, а к новой пассии, но вскоре понимает, что совершил ошибку, и возвращается в семью.
“Следствие…” История заявлена как подлинная. То, что она произошла в 1985, то есть через год после выхода фильма, сценаристов, видимо, не смутило.
В собственной квартире нашли убитую женщину, занимающую не самую маленькую должность в министерстве внешней торговли. Выяснилось, что у неё был роман с её же водителем, парочка так же, как и в фильме, отдыхала на юге (правда, отправились они туда вместе), а потом мужчина ради новой возлюбленной оставил жену и дочь.
Конечно, первым подозреваемым стал именно водитель, потом искали по линии КГБ, так как выяснилось, что Лариса (убитая) была осведомителем. Затем проверили брошенную жену, Галину. Меня уже даже не удивило то, что её решили проверить через какое-то там количество времени. Удивило, что доблестные оперативники про неё вообще вспомнили. Вариант мести супружницы, видимо, не рассматривался в принципе.
Женщину проверили и отпустили. Да и не смогла бы она совершить злодеяние в одиночку, так как там требовалась мужская сила. Проверить окружение жены, естественно, ни у кого в тот момент не хватило ума, либо неожиданную разгадку оставили на конец серии для более феерической концовки.
Виновными оказались жена и её сводный брат Сергей.
Так как слово сводный очень часто интерпретируют неправильно, понять, что имелось в виду в данном случае, невозможно. Будем отталкиваться от правильного значения.
Родители Сергея и Галины когда-то поженились, каждый будучи с детьми от первого брака. Потом брат и сестра остались одни и Сергей заменил девушке и отца, и мать. А потом пошёл по наклонной и несколько раз побывал в заключении. То есть стал рецидивистом. И как раз незадолго до убийства Ларисы освободился.
Но в милиции проверить всё это ну абсолютно никто и никак не догадался…
Я, конечно, понимаю, что хочется создателям фильма показать нам “экшн”, но ведь всему есть предел. Чем больше серий смотрю, тем смешнее становится. Ну зачем же следственную группу показывать совсем уж глупой и никчемной?
Насчёт фото. Мнение то же, что и с остальными фотографиями в других сериях. Убитая Лариса лежит в красивой позе, словно живая. Когда такое повторяется из серии в серию, отпадают последние сомнения в том, что эти фото сделаны специально. Более того, здесь есть фото семьи водителя (он, жена и дочь) и отдельно его жены Галины с братом. Все сделаны на одном фоне и в одной одежде. Там специальная фотосессия для съёмок передачи была?
Если отбросить привязку к фильму и не зацикливаться на сюжете, то мы получим обычную историю: мужчина изменил жене, а та убрала соперницу с дороги. Таких случаев немало и из любого можно сделать похожий на кинокартину.
“Ирония судьбы, или с лёгким паром!”
Фильм вышел в 1975 году. Романтическая история о скромном недотёпе Лукашине, который 31 декабря по ошибке улетел в Ленинград и встретил там свою судьбу – Надю. В картине также присутствуют ревнивый Надин жених и не менее ревнивая невеста главного героя. Кинолента давно изучена буквально по кадрам, поэтому подробности рассказывать нет смысла.
“Следствие…” История заявлена как реальная. Произошла 31 декабря 1978 года, что под реальную уже не подходит. Да и намешано в этом деле столько всего, что параллели с “Иронией…” просматриваются только в отдельных моментах.
В новогоднюю ночь в своей квартире убита некая Валентина. Скажу сразу, что фото убитой привычно выглядит поддельным – женщина больше похожа на живую и лежит “красиво”. Здесь ничего нового.
Когда-то Валентина была замужем за дипломатом, жила за границей, потом муж совершил некрасивый поступок и его “ушли” в Союз, в какое-то захолустье. Муж начал пить, брак рухнул.
Валя нашла себе другого мужчину, Владимира Долгопятова. Всем он был хорош, единственный недостаток – ревнив (параллель с Ипполитом). Именно в эту новогоднюю ночь Владимир собирался сделать любимой женщине предложение, но, придя к ней в квартиру, обнаружил там другого, соседа Алексея Половцева. Завязалась драка и Половцев Владимира из квартиры выгнал (параллель “разборок” Лукашина и Ипполита).
Чуть погодя нашли повешенным у себя дома и Половцева. Сначала решили, что он не выдержал мук совести из-за Валентины, но потом поняли, что и его убили. Кстати, здесь тоже показывают фото и оно не выглядит уж совсем ненастоящим.
Дальше в этой истории подключается вторая сюжетная линия, уходящая в революционное прошлое. Если вкратце: спасённые украшения, сохранённые до наших дней, кража их из квартиры и невольные свидетели…
К “Иронии…” это уже вообще никакого отношения не имеет. Да и те эпизоды, которые якобы похожи, могли быть придуманы. Например, ревность жениха и желание сделать предложение в новогоднюю ночь.
Но сюжет получился довольно интересным.
Вот, собственно, и всё.