Георгий Милляр: “Я – официальный представитель нечистой силы синематографа”

Георгий Милляр

Георгий Милляр получил известность благодаря съёмкам в сказках. Себя он называл официальным представителем нечистой силы синематографа — и был прав: Баба-яга, Кащей, разные Водяные да Лешие, — всё это он, Милляр. Интересно, что и первая случайная роль Георгия Францевича была “сказочной” — на сцене театра он сыграл Золушку.

Детство и юность

Милляр в детстве
Георгий в детстве. Фото – ru.wikipedia.org

Настоящая фамилия Милляра — де Мильё (ударение на последнюю букву). Родился Георгий в ноябре 1903 года в Москве, в семье французского дворянина, инженера Франца де Мильё, приехавшего в Россию для консультаций по вопросам мостостроения, и Елизаветы Журавлёвой, дочери иркутского золотопромышленника.

К сожалению, Франц умер, когда маленькому Жоре было всего 3 года.

Семья будущего актёра была достаточно обеспеченной: квартира на Малой Бронной в Москве, две дачи — в Подмосковье и Геленджике, гувернантки-француженки, обучавшие Георгия немецкому и французскому языкам, чтению и музыке – Мильё с детства слушал Шаляпина и Собинова. А любовь к театру мальчику привила тётя-актриса. В 7-летнем возрасте Жора попытался с помощью грима перевоплотиться в Мефистофеля, но, вопреки ожиданиям, вызвал у родни не испуг, а смех.

Конец безоблачной и благополучной жизни наступил в 1917 году после Октябрьской революции: огромную квартиру Мильё большевики превратили в коммуналку, оставив мальчику и его маме одну комнату. Также семья лишилась денег и дач. Примерно в то же время родственники из опасений поменяли Георгию фамилию –  вместо Мильё он стал Милляром (ударение на я).

Милляр
Георгий Милляр в молодости. Фото – wikipedia.org

На протяжении всей своей дальнейшей жизни Георгий Францевич старался не упоминать ни о своём происхождении, ни о том, что свободно говорит на немецком и французском языках.

Театр

Театр им. Маяковского
Театр им. Маяковского. Фото – ru.wikipedia.org

Некоторое время Милляр с матерью жил в Геленджике, там же окончил школу и устроился в местный театр бутафором. Георгий очень хотел стать актёром, поэтому выучил наизусть фактически все роли из репертуара театра. Отчасти сбыться юношеской мечте помог случай: однажды заболела актриса, игравшая Золушку, и вместо неё на сцену вышел Милляр. Дебют получился успешным, после этого Георгия стали привлекать и к другим постановкам. А со временем он и вовсе стал ведущим актёром.

По иронии судьбы, первая роль у Милляра была женской. И наибольшей известности он достиг, играя именно женскую роль – Бабы-яги.

В 1924 году Георгий Милляр вернулся в Москву и поступил в школу юниоров при Московском театре Революции (ныне театр им. Маяковского), по окончании был принят в труппу этого театра и довольно успешно служил там до 1938 года. В частности, он играл герцога Альбано в “Озере Люль” и графа Людовико в “Собаке на сене”.

При этом Георгий мечтал о кино, периодически обивал пороги киностудий и даже снялся в малозначительных эпизодах нескольких картин.

"Рваные башмаки"
В 1933 году Милляр мелькнул в эпизоде фильма “Рваные башмаки”

Интересно, что Милляр проходил пробы и у Александра Роу, который впоследствии сыграл в судьбе актёра чуть ли не главную роль. Но из-за волнения актёр эти пробы провалил.

Кино

В 1938 году Роу вспомнил про Милляра и пригласил его на роль царя Гороха в свою киносказку “По щучьему велению”, где 35-летний Георгий сыграл вредного, вздорного старикашку.

Царь Горох

Этот фильм можно считать полноценным дебютом актёра, к тому же картина положила начало и многолетнему сотрудничеству Роу и Милляра, – Георгий Францевич снялся почти во всех фильмах режиссёра-киносказочника, причём в некоторых картинах играл по две, а то и по три роли. В общей сложности в 15 сказках Александра Роу Милляр сыграл около 30 раз: например, в “Королевстве кривых зеркал” актёр снялся одновременно в ролях церемониймейстера, королевы и возчика, а в Василисе Прекрасной” его можно увидеть в образе гусляра, старика и Бабы-яги.

Вообще, роль Бабы-яги стала в какой-то степени визитной карточкой актёра, — в сказках Роу он сыграл её пять раз. Да как сыграл! Сказочная старушка в исполнении Милляра и с его характерным узнаваемым голосом до сих пор считается лучшей и непревзойдённой ведьмой, причём не только в нашей стране.

Так получилось, что изначально на эту роль Милляр напросился сам: когда Александр Роу готовился к съёмкам “Василисы Прекрасной”, он долго не мог найти подходящую кандидатуру для образа злодейки. Пробы проходили многие актрисы, даже Фаина Раневская, но всё было не то. Тогда Роу решил посоветоваться с Георгием, а тот неожиданно предложил себя и сказал: “Это не женская роль. Ну скажите, какая актриса позволит сделать себя страшной? А я всё стерплю”.

Баба-яга
Баба-яга из фильма “Василиса Прекрасная”, 1939 год

Образ Бабы-яги получился собирательным. По воспоминаниям Георгия Францевича, однажды в Ялте он увидел старую-престарую гречанку, пасущую коз на Чайной горке. Бабушка была вся сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках держала короткую палочку. Словом, внешне типичная Баба-яга.

А вот характер для сказочной героини Милляр позаимствовал у своей соседки по коммуналке. Та была склочницей и очень любила ссорить людей.

От фильма к фильму актёр привносил в образ Яги какие-то новые нотки, постепенно смещая акцент с персонажа злобного к персонажу ироничному, которому “ничто человеческое не чуждо”. Например, в “Золотых рогах” актёру предложили сыграть Бабу-ягу, у которой 200 лет климакса, а в сказке “Морозко” милляровская героиня страдает радикулитом. Кстати, при подготовке к роли в “Морозко” 60-летний Милляр занимался гимнастикой с шестом, чтобы потом ловко управлять метлой.

Яга из "Морозко"
А это радикулитная Яга из сказки “Морозко”

Роль Кощея Бессмертного Милляр сыграл у Роу дважды: в 1944 и в 1967 гг. В первом случае Георгий появился в этом образе в одноименном фильме, причём актёр походил на своего персонажа в прямом смысле: накануне съёмок он переболел малярией и весил меньше 50 кг. Бессмертная нечисть в исполнении Милляра выглядела устрашающе.

Кощей образца 1967 года получился более “очеловеченным”: в фильме “Огонь, вода и… медные трубы” мы видим не столько бессмертного злого колдуна, сколько живущего по соседству неприятного старика, считающего себя неотразимым.

Кстати, в этом же фильме Георгий сыграл и Бабу-ягу – неудавшуюся тёщу Кощея. Тёща вышла типично-анекдотичной зловредной стервой.

“Я – официальный представитель нечистой силы синематографа”, – говорил о себе Милляр.

И был прав. Ведь кроме Кощея и Яги, были ещё и Квак в “Марье-искуснице”, и царь Чудо-Юдо в “Варваре-красе, длинной косе”, и чёрт в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, и многие другие сказочно-мифические персонажи.

Чёрт
Забавный чёрт из фильма Роу “Вечера на хуторе близ Диканьки”

Читайте также: 15 лучших детских фильмов для новогодних каникул

Конечно, в багаже у Георгия Францевича съёмки не только в картинах Александра Роу, в общей сложности актёр сыграл более 130 ролей. В частности, его можно увидеть в “Кавказской пленнице…” (доминошник) и короткометражке “Пёс Барбос и необычный кросс” (инспектор рыбнадзора) Леонида Гайдая; в комедии “У матросов нет вопросов” (пассажир), сказке “Волшебная лампа Аладдина” (наимудрейший) и многих других фильмах.

Милляр в роли пассажира
Кадр из фильма “У матросов нет вопросов”

Интересно, что в детской картине “Пять похищенных монахов” Милляр сыграл вора по кличке “Кощей”.

Голосом Милляра говорят некоторые актёры, например Яков Ленц в “Короне Российской империи…”. В одном из эпизодов Ленц — похожий на Милляра по типажу — рассказывает про музыкальный инструмент большевиков бабалайку.

Также Георгий Францевич озвучил больше 60 мультфильмов, подарив свой незабываемый дребезжащий тембр как различным зверушкам, так и всё той же нечистой силе.

Новогодняя ночь
В м/ф “Новогодняя ночь” Милляр озвучивал Лешего

Читайте также: 25 лучших новогодних советских мультфильмов

В 1965 году Георгий Милляр был удостоен звания “Заслуженный артист РСФСР”, а 1988 году получил звание “Народный артист РСФСР”.

Личная жизнь

Супруги Милляр
Мария Васильевна и Георгий Францевич. Фото – ru.pinterest.com

Георгий был весёлым, общительным, очень эрудированным – мог поддержать разговор фактически на любую тему. Любил детей, но, к сожалению, своих у него не было.

В молодости Милляр был женат не то на актрисе — коллеге по театру Маяковского, не то на костюмерше этого театра – не суть. Суть в том, что брак закончился совсем не сказочно: по слухам, молодая жена постоянно наставляла Георгию рога, причём все, кроме него, об этом знали. Как-то Георгий прошёл обследование и узнал, что у него не может быть детей, а буквально в тот же вечер дома жена сообщила, что скоро он “станет папой”. После этого актёр отправил обманщицу к настоящему отцу ребёнка, а сам подал на развод.

Долгие годы после этого Георгий Францевич ходил холостяком. Женился он только после смерти своей матери, в 1969 году, на тот момент актёру было уже 65 лет. Избранницей стала 60-летняя соседка по коммуналке, Мария Васильевна, – вдова, вырастившая троих детей. Говорят, что Мария Васильевна попыталась от замужества отказаться, сообщив о том, что мужчины ей уже не нужны, на что потенциальный жених ответил: “А я не мужчина, я – Баба-яга”.

Этот брак был построен на взаимном уважении двух взрослых людей, относившихся друг к другу с большой нежностью. Супруги ласково называли друг друга Манечка и Коша. По настоянию Георгия, Мария Васильевна уволилась с работы и ездила с ним на все съёмки. Через несколько лет после свадьбы Милляры получили двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.

Прожили они вместе почти 25 лет.

Слухи

Георгий Милляр
Георгий Милляр. Фото с сайта ru.pinterest.com

В интернете нередко можно встретить россказни о том, что Милляр предпочитал общаться с представителями своего пола. Как-то я нарвалась аж на целую “простыню” об актёре. Правда, про актёрскую деятельность Георгия Францевича там было написано как-то вскользь, в основном шло описание его личной интимной жизни где, когда и с кем, вплоть до деталей. Интересно только, откуда автор сего “опуса” узнал такие подробности?

Как известно, статьи про грязь и пошлость читают гораздо охотнее, особенно если это касается известных людей. Милляр уже не ответит, поэтому полоскать его имя можно сколько угодно. Расчёт прост: чем больше читателей, тем больше денег. Ничего личного, просто желание заработать.

Из этой же серии интернет-слухи о том, что только благодаря Александру Роу Милляра не трогали власти, и именно Роу заставил Георгия жениться на соседке, чтобы скрыть истинную ориентацию. Но после смерти режиссёра в 1973 году Георгия Францевича фактически перестали приглашать сниматься, — и актёр умер чуть ли не в полной нищете, забытый всеми…

Кто-то один это написал, остальные, как это часто бывает, бездумно скопировали и разместили в разных соцсетях. Расчёт на эмоции читателей, которые увидят подобные заголовки, побегут читать/смотреть и будут охать, ахать и возмущаться. А авторы получат доход. Всё просто.

Так вот. Даже после смерти Роу, Милляр достаточно много снимался, пусть и не в больших ролях, а последний фильм с его участием вышел незадолго до кончины актёра, в 1992 году. Мультфильмы Георгий Францевич активно озвучивал вплоть до 1986 года. Возможно, потом повлияла ситуация в стране: началась эпоха перестройки, потянувшая за собой распад во многих сферах культуры и искусства.

"Ка-ка-ду!"
Последняя роль Милляра – адвокат в фильме “Ка-ка-ду”

Что касается интимных предпочтений – в сети можно встретить версию, что слухи об ориентации Милляра распустила та самая первая неверная жена. В отместку за развод. Из-за этих слухов актёр даже провёл какое-то время в НКВД.

Эпилог

Умер Георгий Милляр в июне 1993 года, не дожив несколько месяцев до 90-летнего юбилея. Мария Васильевна пережила своего мужа на 6 лет. Похоронены супруги на Троекуровском кладбище.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы должны принять Политику конфиденциальности