Каждый год, 31 декабря… нет, это не про баню, это про легендарный, не побоюсь этого слова, фильм Эльдара Рязанова. Именно “Иронию…” мы смотрим каждый год 31 декабря.
Очень тяжело было искать ляпы (впрочем, как и в любом хорошем фильме). Я выключала звук, чтобы не отвлекаться и видеть только “картинку”, потом с мыслью “вот этот диалог надо обязательно послушать” звук включала, тут же напрочь забывала про какие-то там ляпы, засматривалась сюжетом и игрой актеров, потом вдруг вспоминала, что я фильм смотрю по другой причине, выключала звук, через минуту ловила себя на мысли, что хочу послушать этот диалог… В общем, всё по кругу. И это при том, что “Иронию…” до этого я смотрела несчетное количество раз.
Предваряя вопросы типа “зачем вообще искать в таком фильме ляпы” – это просто любопытство, интерес, если хотите. Интерес к тому, как создавался фильм. Более того, я никогда не задумывалась и о том, где фильм снимали. А когда узнала, очень удивилась. Живу я недалеко от Проспекта Вернадского, сотни раз ходила мимо этих домов и даже не знала, что съемки проходили именно там. Впрочем, об этом я напишу в другой статье.
Итак, поехали…
1. Первый ляп находится почти сразу в описании. Пропущена буква “л” в слове исключительно:
2. Павлик приходит домой к Жене и разговаривает с его мамой. Мама забирает бутылку шампанского из рук Павла, в следующем кадре бутылка опять у него, а затем мама забирает ее еще раз.
3. Мама закрывает дверь и проходит в комнату. Кстати, шампанского почему-то ни у мамы в руках, ни в пределах видимости нет). Обратите внимание на… ох, тут много всего. Столик с зеркалом (или трюмо, или тумба), вешалка, мишура на зеркале, стулья, наконец. Столик относительно пустой, вешалка пустая, стулья вдалеке стоят пряменько, четко друг на друге.
Буквально через минуту в прихожую выходит Галя и мы видим, как изменилась там обстановка.
На столике появилась Галина шапка, книги, кувшин; красная коробочка явно другая, вешалка уже не пустая – на ней, кроме Галиной шубы (или полушубка) висит и другая одежда, мишура перевесилась ближе к середине зеркала, а стулья явно стоят иначе.
4. Мама и Женя разговаривают и попутно относят посуду в комнату. На плече у мамы кухонное полотенце, тарелки на столе стоят стопочкой.
Смена кадра – полотенца нет:
В следующем кадре оно опять есть, к тому же и посуда уже расставлена на столе:
Далее мама и сын идут в другую комнату за бокалами. Пока мама несет бокалы, полотенце исчезает…
…а около стола появляется:
5. Встреча в бане. Новогоднее украшение около Жени само по себе меняется.
А потом вообще исчезает:
Около Михаила ситуация похожая. Около лампы висит что-то типа серпантина, ближе к вечеру все пропадает. Кроме того, по Михаилу гуляют листья от веника:
То они есть:
То нет:
Хотя допускаю, что между выпивкой все-таки был процесс парения.
6. На стоянке такси в аэропорту Женя что-то кидает в прохожих. к сожалению, не очень понятно, что это за сверток.
Если предположить, что веник, то это странно, потому что к Наде в квартиру Женя заходит с веником (тем более, как мы помним, в итоге Надя этот веник привезла в Москву).
Здесь же обратите внимание на то, в какой руке портфель у Лукашина. При отпирании двери – в правой, а при входе в квартиру – уже в левой.
7. Теперь домой приходит Надя. Сразу обращаем внимание на табличку около лифта с номером телефона аварийной службы. Он семизначный, а в Ленинграде в то время номера были шестизначные. Мы прекрасно это слышим, когда Женя заказывает переговоры с Москвой и диктует ленинградский номер телефона Надиной квартиры – 14-50-30.
Точно такая же табличка висит у лифта, когда к Жене приходит Павлик.
8. Около квартиры с обеих сторон стоят коробки.
Уже ночью, когда Ипполит с Женей вышли разговаривать на площадку, видно, что там кто-то похулиганил – мало того, что коробки переставили, так еще и поменяли.
Интересный момент с замками. Женя, когда приходит к Наде, открывает нижний замок. Заходит и просто закрывает дверь. Не запирает. Надя, приходя следом, тоже открывает ключом нижний замок. Со стороны квартиры все открывают верхний замок, и именно он на защелке. Каким образом тогда Надя отпирала ключом нижний замок после Жени?
9. Надя берет платье вместе с вешалкой:
в следующем кадре вешалка испарилась:
10. Ипполит приезжает к Наде. Пока идет от машины, снимает перчатки. Непосредственно у самого подъезда он уже несет их в руках.
А зайдя в подъезд, почему-то снимает их еще раз:
11. Пока Надя переодевается, Ипполит смотрит телевизор. На мгновение за спиной Юрия Яковлева мелькает женская фигура в синей кофте. Явно кто-то из съемочной группы.
12. Бутылки на столе во время разговора Нади и Ипполита ведут себя странно. То ничего нет,
то вдруг есть:
То бутылка закрытая,
а в следующем кадре уже открытая:
Да в принципе, не только бутылки, но и продукты всю дорогу нагло ходят по столу:
13. Пластинка в проигрывателе постоянно меняет цвет. В сцене, когда Надя бежит за водой, чтобы полить Женю из чайника, пластинка синяя,
Женя из проигрывателя берет красную,
во время звонка Жени в аэропорт – опять синяя,
а когда Надя возвращается и приносит фото Ипполита – снова красная.
14. Кстати, насчет Ипполита. Выкидывает из окна Женя фото Юрия Яковлева, а поднимает Надя фото Олега Басилашвили.
Басилашвили был утвержден на роль Ипполита изначально, но по объективным причинам сниматься не смог.
15. Женя смотрит на телефон. Обратите внимание на бокал с шампанским.
В следующем кадре Женя подходит к телефону и… ставит бокал рядом.
Пока Женя общается с Галей, мы наблюдаем на тумбочке сбоку инвентарный номер.
16. А еще на тумбочке преспокойненько стоит чайник. И кажется, что он на протяжении всего фильма находится там неподвижно. На самом деле, нет. Когда главные герои разговаривают на кухне, чайник присутствует там вместе с ними. Видимо, одному в комнате скучно.
Но когда Надя и Женя снова идут на кухню, чтобы попить кофе, Надежда захватывает чайник с собой. И снова ставит на плиту.
17. Когда Женя достает из холодильника шампанское, там явно есть свет:
Когда дверцу открывает Надя, света уже нет.
При этом на самом холодильнике постоянно что-то меняется: то появляется кастрюля, то двигается бутылка.
18. Женя передает гитару Наде. Гриф слева от него.
А через секунду уже справа:
19. Ручка на дверце шкафа сначала была,
потом бесследно исчезла.
20. Надя разбивает тарелку – осколки, естественно, разлетаются по полу.
Тут же приходят Надины подружки-коллеги, а после их ухода мы видим, что осколков как будто и не было. Палас абсолютно чистый.
21. В коридоре постоянно меняются коробки. Когда приезжает Женя, там стоит одна, из-под коньяка,
когда Надя собирается гулять – другая, обычная,
а когда домой возвращается мама, их вообще две:
22. Ипполит ставит машину почти напротив лестницы, ведущей к подъезду:
Однако, когда он собирается уезжать, машина кажется явно передвинутой.
Более того, она вся засыпана снегом. Но когда Ипполит уезжает от Жени, мы видим, что и заднее стекло, да и вообще весь автомобиль, абсолютно чистые:
23. Ипполит выпускает пар. Гонит аки каскадер и в какой-то момент машина с силой бьется боком об стенку.
Тут же разворачивается – бок абсолютно целый.
После кружения на льду, машину отбрасывает на стену высотой метра 3-4.
Тут же появляется волшебная (а иначе как можно назвать машину, которая работает в новогоднюю ночь) снегоуборочная машина и засыпает автомобиль Ипполита.
Забавно, что при этом стена стала вдруг в разы меньше. Это уже даже не стена, а так, стеночка.
24. Надя едет за билетами. Садится к одному таксисту,
а на вокзал приезжает с другим.
25. Понятно, что в процессе съемок делать постоянно идеально одинаковую прическу главной героине очень трудно. Но иногда различия были довольно существенные:
В статье использованы кадры из фильма “Ирония судьбы, или с лёгким паром!”, реж. Э. Рязанов, 1975 год, киностудия “Мосфильм”.