Известные советские актрисы, предками которых были дворяне

Мария Капнист-Серко

До революции иметь аристократическое происхождение считалось престижным, а с приходом Советской власти стало опасным. Поэтому многие, особенно известные личности, свои дворянские корни предпочитали скрывать.

В сегодняшней статье – об известных актрисах, чьими предками были дворяне.

Читайте также: Известные актёры, предками которых были дворяне

Любовь Орлова

Любовь Орлова
Любовь Орлова в фильме “Весна”

Дворянские корни имело немало актрис, но Любовь Орлова среди них, пожалуй, самая известная. Звезда фильмов 30-х-40-х годов, любимица Сталина, лауреат двух Сталинских премий, Кавалер ордена Ленина…

Родилась актриса в Звенигороде Московской области в январе 1902 года.

Родственники Любови по отцовской линии, включая самого отца, были из Полтавской губернии. Прадед, военный лекарь Пётр Михайлович Орлов, родился в Вознесенске Константиноградского уезда Полтавской губернии. Женился на дочери майора в отставке, Пелагее Ефимовне Артюховой. У супругов было четверо детей: сын и три дочери. В 1838 году Пётр Михайлович умер, а в 1840 Пелагею признали дворянкой по ордену мужа и вместе с детьми внесли в 3 часть губернской родословной книги.

Единственный сын пары, первенец Фёдор, стал ветеринаром, в 1870 году – магистром ветеринарных наук, а в 1897 году получил чин действительного статского советника. Был женат на дочери дворянина, Анастасии Станиславовне Вашкевич. В этом браке тоже родилось четверо детей: три дочери и сын, которого назвали так же, как и деда – Петром.

Пётр Фёдорович служил в военном ведомстве, имел царские награды. Его имя было внесено в 3 часть родословной книги: там указывали дворянство, выслуженное по гражданскому чину или ордену. Жена Петра, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода Сухотиных, воспитывалась в Смольном институте благородных девиц. Кроме Любови, у супругов была ещё одна дочь, Нонна.

Дядя Евгении Николаевны, Михаил Сергеевич Сухотин, породнился с писателем Львом Николаевичем Толстым, женившись в 1899 году на его старшей дочери Татьяне.

Отец Евгении Николаевны, Николай Николаевич Сухотин, происходил из дворян Тульской губернии. Был генералом от кавалерии.

Внучатая племянница Любови Орловой, Нонна Юрьевна Голикова, изучила родословную актрисы вплоть до 15 века. В своей книге “Актриса и Режиссёр” среди предков указаны фавориты Екатерины II братья Орловы, причём кто-то из исследователей считает, что прямым предком актрисы был Григорий, а кто-то называет его племянника Михаила (сына младшего брата, Фёдора). В свою очередь, бабушкой братьев названа Марфа Степановна Козловская, ведущая свой род от князя Рюрика.

В анкетах Орлова неизменно указывала, что она из служащих, хотя понятно, что кому было надо, тот об истинном происхождении актрисы знал всё.

Любовь Добржанская

Любовь Добржанская
Кадр из фильма “Ирония судьбы, или с лёгким паром!”

Будущая актриса родилась в декабре 1905 года в Киеве в дворянской семье. Отец Любови, Иван Андроникович Добржанский, был сначала подпоручиком, а потом штабс-ротмистром 166 пехотного Ровненского полка Русской императорской армии, в этом же чине застал революцию.  После революции его репрессировали и на 5 лет сослали на Соловки – в лагерь особого назначения, созданный для особо опасных политических и уголовных преступников. После освобождения жил в Казахстане, работал пастухом.

В 1941 году семье Добржанских пришло уведомление о том, что Иван Андроникович скончался от инфаркта.  Где находится могила, не сообщили. Говорят, что Любовь Ивановна, будучи на гастролях в Казахстане, пыталась найти место захоронения отца, но безуспешно.

Мать девочки, Ольга Васильевна, окончила дворянскую гимназию. После революции своё происхождение женщина тщательно скрывала. Чтобы прокормить детей, она работала и прачкой, и швеёй, и нянькой.

В 1924 году Любовь окончила театральную студию при Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки (в то время – Второй театр Украинской советской республики) и была принята в его труппу. С 1934 – актриса Центрального театра Советской армии в Москве.

В кино снималась очень мало, но многие зрители знают её по роли “мировой мамы” Жени Лукашина из “Иронии судьбы…”.

Евдокия (Эда) Урусова

Эда Урусова
Кадр из фильма “Ларец Марии Медичи”

Представительница ярославского княжеского рода Урусовых. Дед по отцовской линии, Дмитрий Семёнович Урусов – действительный статский советник, шахматист, один из организаторов Петербургского общества любителей шахматной игры.

2 старших сына Дмитрия Семёновича, Сергей и Дмитрий, были известными общественными политическими деятелями, Дмитрий также являлся членом Государственной Думы от Ярославской губернии. В 1930 году его репрессировали и сослали в Сибирь, где он и умер от гангрены.

Младший сын, Юрий Дмитриевич, юрист, отец Евдокии, был лучшим другом сына Льва Толстого.

Предки Евдокии по материнской линии – известные дворянские семьи Сухово-Кобылиных и Шепелевых. Прабабушка актрисы – писательница Елизавета Сухово-Кобылина (больше известна под псевдонимом Евгения Тур), сестра известного драматурга А. В. Сухово-Кобылина. Была замужем за французским графом Анри Салиас-де-Турнемир.

Дед – граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир, тоже был писателем.

При рождении будущая актриса получила имя Эда. В детстве девочка занималась танцами, но уже во время учёбы в школе решила стать актрисой.

В 1918 году, когда Эде было 10 лет, её отправили в Институт благородных девиц, который находился в Николо-Угрешском монастыре. Новый режим в России тогда только начинал своё становление, и у аристократии была надежда на то, что он долго не просуществует. Поэтому в Институте готовили будущую смену: девочки занимались пением, танцами, искусством, изучением языков, верховой ездой и т.д.

Получилось не так, как ожидалось: в 1922 году закрыли сам Институт, а вместо него сделали коммуну для беспризорников, названную “Коммуна имени Дзержинского”.

В 1925 году Эда поступила в студию Ермоловой при Малом театре, а по окончании её в 1928 году стала работать актрисой в театре имени Ермоловой. Там же работал и её первый муж, Михаил Семёнович Унковский, внук адмирала Ивана Семёновича Унковского.

Евдокия Урусова
Кадр из фильма “Курьер”

В 1938 году оба супруга были арестованы: сначала Михаил, затем Эда. Унковского отправили на Колыму, в 1940 году он умер. Эде дали 10 лет и выслали в Дальлаг. Там она и работала, и играла в театре.

Волна репрессий захватила и семью Эды: сестру Елену в 1937 расстреляли, в том же году не стало отца, а мать актрисы, Евдокия Евгеньевна, была сослана в Киргизию, где скончалась в 1939 году.

Из Дальлага Урусову перевели в женскую колонию, а затем досрочно освободили. Актриса устроилась работать в Угличский театр. По некоторым данным, к тому времени она уже стала называться Евдокией (возможно, в честь матери).

В 1949 году её арестовали повторно и снова отправили в лагерь. В какой-то степени положение Эды облегчили актёры Норильского театра, устроившие ей вызов к ним в Норильск. Там же в то время находились Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов.

В 1955 году, после реабилитации, Эда/Евдокия вернулась в Москву и снова устроилась в театр Ермоловой, в котором служила почти до конца жизни.

С 60-х годов начала также сниматься в кино. Зрители помнят её по фильмам “12 стульев” (тёща Кисы Воробьянинова), “Курьер” (Агнесса Ивановна, бабушка главной героини), ну и конечно же, “Ларец Марии Медичи”, где актриса сыграла хранительницу ларца, Веру Фабиановну Чацкую.

Муза Крепкогорская

Муза Крепкогорская
Кадр из фильма “Не может быть!”

Отец Музы, Виктор Крепкогорский, был музыкантом и одним из аккомпаниаторов у Фёдора Шаляпина. В 30-е годы, опасаясь “чисток” в среде интеллигенции, Виктор повесился. Уже будучи взрослой, Муза нашла фотографию отца, на которой он был изображён с Шаляпиным. От злости порвала её и закричала: “Как он мог так поступить?! Ненавижу!”

Мать актрисы, Лидия Ивановна, была потомственной дворянкой и всегда этим очень гордилась. Внушала она почётность дворянства и Музе. Но если Лидия Ивановна на людях своё происхождение не выпячивала и вела себя скромно, то Муза этим самым происхождением просто кичилась. Она была чуть ли не единственной актрисой, которая постоянно подчёркивала свой родовой статус.

По воспоминаниям знакомых, с людьми Муза вела себя высокомерно, тем самым как бы давая понять разницу “сословности”. Запросто могла унизить кого-либо или не удостоить вниманием. Даже своего мужа, Георгия Юматова, считала слишком простоватым для себя и никогда не упускала случая ему об этом напомнить.

Читайте также: Совместные фильмы, в которых снималась семейная пара Юматов-Крепкогорская

Крепкогорская любила жить на широкую ногу: покупала дорогие украшения и предметы гардероба, часто устраивала дома застолья с обильным угощением, где, естественно, была и выпивка.

Интересно, что сытую, богатую и комфортную жизнь обеспечивал Крепкогорской именно “простоватый” Юматов – один из самых популярных актёров того времени. У самой Музы нет в багаже ни одной крупной роли, в основном она играла либо второстепенных персонажей, либо вообще появлялась только в эпизодах.

Людмила Гурченко

Людмила Гурченко
Людмила Гурченко в фильме “Вокзал для двоих”

По поводу происхождения актрисы есть две абсолютно противоположные версии.

По одной – очень распространённой – предки Людмилы Марковны по материнской линии были дворянами. Дед, Александр Прокофьевич Симонов, происходил из древнего дворянского рода, а его жена, Татьяна Ивановна, – из столбовых дворян. У супругов было 7 детей, из них всего лишь одна дочь, Елена, будущая мать Людмилы Гурченко.

До революции Александр Прокофьевич работал в московской гимназии директором, но новую власть в стране не принял и уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. В ноябре 1928 года был арестован Смоленским ОГПУ по обвинению в 58 статье (контрреволюционная деятельность), приговорён к 3 годам высылки и отправлен в Сибирь, где, по некоторым данным, завёл ещё одну семью.

Узнав об измене мужа, Татьяна Ивановна собралась и переехала в Харьков. Там её дочь Елена познакомилась с потомственным смоленским крестьянином Марком Гурченковым, уроженцем деревни Дунаевщина Рославльского уезда. Там же, в Харькове, в 1935 году родилась Людмила.

Гурченко в роли разлучницы
Людмила Гурченко в фильме “Любовь и голуби”

По другой, малоизвестной версии, в роду у Людмилы никаких дворян не было – ни со стороны отца, ни со стороны матери. Например, подробная информация о предках Гурченко нашлась вот здесь. Кому интересно, может ознакомиться.

В частности, там написано, что семья Симоновых происходила из крепостных крестьян помещиков князей Друцких-Соколинских и проживала в деревне Касищево Смоленского уезда. В 1836 года все крепостные крестьяне этой деревни перешли во владение к помещикам Сомовым.

Дед, Александр Прокофьевич, закончил Сожинское училище и работал учителем в учебных заведениях Московского учебного округа. После революции Александр действительно уехал на родину, но и там тоже учительствовал.

К 1917 году у семьи Симоновых было достаточно большое хозяйство: почти 30 десятин земли, сеялки, молотилки, плуги, косилки; скот – лошади, коровы, телята, овцы, свиньи; а также сад с плодовыми деревьями и пасека. Причём управлялись Симоновы со своим хозяйством самостоятельно.

Предки актрисы по отцовской были крепостными крестьянами помещиков Дудинских и изначально проживали в имении Николая Васильевича Дудинского в селе Большое Чепищево Ветлицкого стана Рославльского уезда.

В 1917 году семейство деда актрисы, Гавриила Семёновича Гурченкова, насчитывало 7 человек: он с женой и 5 детей, что примечательно, 4 сына и тоже всего одна дочка. Марк был старшим. Хозяйство Гурченковых было не таким большим, как у Симоновых – всего 3 десятины земли, лошади, корова, овцы и свиньи, – но семья не бедствовала.

Родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии: отец играл на баяне и пел на праздниках, а мать ему помогала. Возможно, это в какой-то степени повлияло на решение девочки стать актрисой.

Мария Капнист

Мария Капнист-Серко
Мария Капнист в фильме “Шанс”

Появилась на свет в марте 1913 года в Петербурге, при рождении звалась Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко.

По отцовской линии принадлежала к греческой аристократической семье Капнисос, имевшей венецианский титул. Отец Мариэтты, граф Ростислав Ростиславович, был потомком Василия Капниста, миргородского и киевского полковника войска Запорожского.

Мать девочки, Анастасия Байдак, являлась праправнучкой запорожского атамана Ивана Серко.

Кроме Мариэтты, в семье Ростислава и Анастасии было ещё 4 детей: старшая дочь Елизавета и сыновья Василий, Григорий и Андрей.

До Октябрьской революции Капнисты жили в семейном особняке на Английской набережной, а после – вынуждены были переехать в Судак. Однако новая власть “нашла” их и там – в 1921 году отец был расстрелян карательным отрядом ЧК.

В тот же год умерла Елизавета, Андрея отправили в эмиграцию, а дом в Судаке был разрушен. Оставшимся членам семьи опять пришлось спасаться бегством. Василий умер в 1926 году. Единственный оставшийся из сыновей, Григорий, дожил до преклонного возраста и умер в 1976 году в Ярославле.

В 1929 году Мариэтта приехала в Ленинград и поступила в театр-студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре им. Пушкина, а потом в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, который окончила в 1934 (по другим данным, в 34 году окончила студию и поступила в институт).

Мариэтта Капнист-Серко
Кадр из фильма “Бронзовая птица”

Ей пророчили большое будущее, но жизнь внесла свои коррективы. Из-за дворянского происхождения Капнист исключили из института и запретили жить в Ленинграде. Мариэтта уехала в Киев, где окончила финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером.

В августе 1941 года была арестована по обвинению в шпионаже (ст.58-1-а), а в июне 1942 приговорена к 8 годам лагерей. Отбывала срок в Карлаге, а затем в Степлаге, там же в то время находилась и Татьяна Окуневская.

В Степлаге Мариэтта познакомилась с польским инженером Яном Волконским (позже его расстреляли), от которого в 1949 году родила дочь Радиславу. В 1950 году Капнист освободилась, и вместе с дочерью поселилась в Казачинском районе Красноярского края.

В 1951 году Радиславу у матери забрали и отдали в детский дом, а саму Мариэтту снова арестовали – на этот раз по обвинению в антисоветской агитации. Судили её под именем Мария, приговорили к 10 годам. В заключении Капнист познакомилась и подружилась с Валентиной Базавлук, которая сыграла важную роль в дальнейшей судьбе Мариэтты: она разыскала Радиславу и позже удочерила её, а также добилась освобождения Капнист, попав на приём к Анастасу Микояну.

В 1956 году Мариэтта была освобождена, а в 1958 полностью реабилитирована. Сначала она уехала в Москву, а затем в Киев, где и осталась насовсем.

В кино начала сниматься с 1956 года, в основном в эпизодах или небольших, но запоминающихся ролях. Часто играла старух, ведьм, цыганок и графинь, тем паче последних не нужно было даже играть – дворянская стать Капнист была видна невооружённым глазом. Наиболее заметные роли: Милица Фёдоровна в фильме “Шанс” и Софья Павловна в “Бронзовой птице”.

Капнист как будто пыталась наверстать упущенные годы – она снялась более чем в 70 фильмах.

В начале октября 1993 года 80-летняя актриса, страдавшая после заключения клаустрофобией, переходила оживлённую улицу и была сбита автомобилем. Лечение Марии Ростиславовны осложнилось отёком лёгких, и 25 октября она умерла.

Татьяна Окуневская

Татьяна Окуневская
Кадр из фильма “Горячие денечки”

Родилась в дворянской семье.

Мать Окуневской, Евгения Александровна, по некоторым данным, была актрисой, а отец Татьяны, Кирилл Титович, работал полицейским приставом.

В театре Окуневская начала играть в 1933 году, а через год дебютировала в кино, снявшись у Михаила Ромма в “Пышке”. Затем последовали роли в фильмах “Горячие денёчки” и “Последняя ночь”.

25 августа 1937 года отец актрисы был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а уже 3 сентября расстрелян на Бутовском полигоне. Татьяну, как дочь “врага народа” ждала та же участь, но, по слухам, от ареста её спасло покровительство высокопоставленного лица.

По воспоминаниям Окуневской, в числе её поклонников были нарком Лаврентий Берия, министр госбезопасности Виктор Абакумов, югославский лидер Броз Тито. Но дочь актрисы, Инга Суходрев, считала это выдумкой матери.

В 1948 году Окуневская всё же попала за решётку – по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. Её осудили на 10 лет и отправили сначала в Джезказган, а затем в Вятлаг. Освободили Татьяну в 1954 году, по амнистии после смерти Сталина.

После освобождения Окуневская начала работать в театре имени Ленинского комсомола (Ленком), а к съёмкам в кино вернулась в 1957 году.

До самого преклонного возраста актриса тщательно следила за собой, а в возрасте 85 лет даже решилась на пластическую операцию. Это привело к трагическим последствиям: во время операции Окуневской занесли гепатит С, с которым она боролась почти 2 года. К сожалению, безуспешно.

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы должны принять Политику конфиденциальности