По местам съёмок фильма «Гостья из будущего». Часть 1. Переулки близ Арбата

Угол бывшей больницы Фото автора

Советский детский научно-фантастический телефильм «Гостья из будущего» впервые был показан телезрителям 40 лет назад — в дни школьных каникул в марте 1985 года. Для многих в то время мальчишек и девчонок фильм был и остаётся культовым. Да, он не был «продвинутым» с технической точки зрения, но у него есть то, чего нет у современных новоделов, напичканных килограммами спецэффектов, — душа. Поэтому его смотрят и пересматривают бессчётное количество раз.

Все места съёмок «Гостьи из будущего» сто раз исхожены-перехожены, внимательно рассмотрены, изучены и засняты. Есть даже специальные сайты, посвящённые фильму, например, Романтики.ру, где очень подробно описаны все пути-дорожки (некоторыми подсказками я воспользовалась). Но ведь всегда интересно прогуляться по знаковым местам, чтобы лично прикоснуться к истории. Причём не только к истории съёмок «Гостьи…», но и к истории Москвы. Поверьте, это очень увлекательно!

В фильме можно увидеть сразу несколько районов Москвы, в основном центральных: Арбат, Хамовники, Пресненский, Тверской. А на севере столицы — в Ботаническом саду и около ВДНХ — снимали Космозоо, Институт времени и некоторые другие объекты.

Некоторые локации сняты с разных ракурсов, отчего создаётся ощущение, что места разные.

Даже с учётом того, что локации где-то повторяются, их всё равно много. Поэтому перед написанием статьи встал вопрос, как лучше размещать материал: по сериям, по эпизодам, по местам, по районам? Я решила, что по местам будет удобнее всего.

Сегодня посмотрим, в какой больнице лежали Юля и Алиса, по каким улицам девочки бегали от машины ГАИ, где находится дом Юли и многое другое.

Все локации находятся в переулочках недалеко от Арбата.

В самом начале 3-й серии Алиса задумчиво смотрит на улицу, сидя у больничного окна. В этом эпизоде применена волшебная сила киноискусства, именуемая монтажом, потому что смотрит девочка на Маросейку — улицу в центре, недалеко от Китай-города (об этом чуть позже выйдет отдельная статья).

Алиса в больнице
Алиса в больнице

Больница самая настоящая, находилась она в бывшей усадьбе по адресу: Большой Лёвшинский переулок, д.6 (на момент съёмок — улица Щукина).

Дом Сабаневича
Больница в Большом Лёвшинском, 6

Усадьба была построена в конце 18 века. Известна как дом Сабашниковых: один из представителей купеческой династии Сабашниковых, Василий Никитич, жил здесь несколько лет со своей семьёй. В 1830-х здесь также жил литературный критик В.Г. Белинский. В советское время в здании располагался московский комитет красного креста и детская больница.

Сейчас там находится салон красоты и другие организации.

В эпизоде побега девочек из больницы, около учреждения даже виден забор.

Забор у больницы
Раньше территория была огорожена забором

Теперь никаких заборов нет, пространство открытое, есть небольшой скверик с лавочками, в центре которого стоит памятник Фритьофу Нансену.

Большой Лёвшинский, 6
Большой Лёвшинский, 6. Фото автора

Девочки покинули территорию больницы, обогнув её справа.

Угол больницы
Угол больницы в Большом Лёвшинском

Такой же ракурс, как в фильме, поймать не получилось. Мне кажется, оператор находился гораздо выше.

Угол бывшей больницы
На момент съёмок фильма, в 1984 году, с правой стороны здания был кусочек выщербленной фасадной штукатурки. Интересно, что через столько лет фактически на том же самом месте стоит заплатка (фото я делала совсем недавно, в апреле). 

Как только беглянки скрылись за углом, тут же откуда ни возьмись появилась машина ГАИ.

И началась запутанная беготня по кругу.

Перед нами — перекрёсток Денежного и Глазовского переулков (в 1984 году ул. Веснина и ул. Луначарского, соответственно). Девочки бегут по Денежному переулку со стороны Арбата. Вдали, в предрассветном мареве, высится здание МИДа. Серый особняк с колоннами — это усадьба Поливанова, построенная в 1823 году. Выглядит она каменной, хотя на самом деле деревянная. Изначально в усадебный комплекс входил ещё и флигель, но он сгорел в 1960-х.

Усадьба Поливанова
Перекрёсток улиц Веснина и Луначарского

После Октябрьской революции дом был национализировали и передан в жилой фонд. Сначала из бывшей усадьбы сделали коммуналку, а позже там располагалась детская библиотека, просуществовавшая до 70-х годов. В годы Великой Отечественной войны в здании находилась Высшая школа связистов, с 1974-го — Всероссийский шахматный клуб, а с 1996-го — офис Ассоциации шахматных федераций.

В 1977 году в усадьбе снимали эпизоды фильма «Хождение по мукам», специально для съёмок особняк перекрасили в светло-зелёный цвет.

Сейчас здание является памятником московского деревянного ампира и имеет статус объекта культурного наследия, однако ещё совсем недавно оно находилось под угрозой сноса.

В 2001 году в усадьбе произошёл пожар, который, по мнению одного печатного издания, никто и не торопился тушить, пока не возникла опасность перехода огня на соседние здания. А так, намекнули в газете, усадьба бы полностью сгорела, освободив клочок дорогой московской земли. После пожара здание пришло почти в полную негодность, в том числе и из-за того, что при тушении водой повредилась древесина. В мэрии стали всерьёз обсуждать возможность его сноса, но на защиту объекта встала группа активистов. Их усилия не прошли даром, и в 2004 году особняк начали реставрировать.

С 2017 года в здании проходит спектакль «Дом 1907» в иммерсивном формате (зрители являются активными участниками действия).

Дом Поливанова
Перекрёсток Денежного и Глазовского переулков в 2024 году. Фото автора

И ещё одна любопытная деталь.

Перекрёсток снимали от дома 14/3. Вот от этого:

Денежный переулок 14
Фото автора

Не могу сказать точно, но либо из него, либо из соседнего, 12-го дома, нам показывают вид из окна квартиры Юли. Здание за окном находится по адресу: Плотников переулок, 4/5.

Вид из окна квартиры Юли
Вид на Плотников переулок, 4/5

Это доходный дом Г.Е. Бройдо, больше известный как дом с барельефами (или «Дом с писателями»). Главная особенность — 19 барельефов, на которых изображены литературные классики, в частности, Пушкин, Толстой и Гоголь, а также музы, — в достаточно фривольном виде.

Дом с барельефами
Дом с барельефами. Фото автора

Вернёмся к погоне. На перекрёстке девочки поворачивают направо, в сторону Садового кольца. Но в следующем кадре оказываются… около больницы, из которой только что сбежали.

Вот здесь они бегут по Большому Лёвшинскому. Лечебное учреждение осталось слева немного позади.

Бегут по Большому Лёвшинскому
Снова Большой Лёвшинский

Место вполне узнаваемо. В угловом кирпичном доме сейчас находится одна из точек сети кулинарных лавок. Слева — посольство Мексики.

Вид на Чистый переулок
Вид из Большого Лёвшинского на Чистый переулок. Фото автора

Подружки добегают до угла и поворачивают направо, в Чистый переулок. Далее они забегают в арку в начале дома № 8, а машина ГАИ наконец проезжает мимо.

Чистый переулок
Чистый переулок, дома 10, 8 и 6

Наши дни. Фасад 10-го дома немного видоизменился, в арке, в которую забегали Юля с Алисой, стоит решётка.

Чистый переулок
Дома 10, 8 и 6 по Чистому переулку

В этом эпизоде в кадр попал и дом № 6 — серое здание, самое дальнее отсюда. Его мы ещё раз увидим в 5-й серии, в момент встречи Алисы с учениками 6-го «В».

Встреча
Встреча около арки у Чистого переулка, д.6

Примерно тот же вид сейчас:

Чистый переулок. 6
Та самая арка у Чистого переулка, 6. Фото автора

А это общий вид 6-го дома, чтобы понимать, как он выглядит. В кадр попал и 8-й.

Чистый, 6
Чистый переулок, 6. Фото автора

Арка с обратной стороны в сравнении тогда-сейчас. Ничего не изменилось. Правда, современное фото уже «древнее», 2019 года. Я как-то совсем забыла про эту арку и во время последних поездок в тот район новых снимков её не делала.

Арка во дворе Чистого
Двор Чистого переулка, 6. 1984 и 2019 годы.

А мы опять возвращаемся к побегу. Теперь встреча с Фимой Королевым. Гуляет Фима в Большом Могильцевском переулке, напротив храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Как раз мимо храма и бежали девочки, когда Фима их окликнул. В кадре видно только маленькую часть церкви, человек, не знающий эти места, вряд ли вообще догадается, что это за здание.

Год постройки храма неизвестен, первые упоминания о нём относятся к 16 веку. При советской власти храм был закрыт и модифицирован: срезали главы, застроили колоннаду, в полукруглой нише пробили окна. В здании разместилось монтажное управление.

В конце 2000 года храм вернули Церкви.

Большой Могильцевский
Вид на Большой Могильцевский переулок. Слева, на тротуарчике, гулял Фима. Фото автора

Итак, Алиса и Юля подхватывают Фимин плащ, Фима подхватывает свою собачку, и вся троица поворачивает в Большой Власьевский переулок.

Большой Власьевский переулок
Большой Власьевский переулок

Кирпичное нежилое здание с левой стороны сейчас облицовано разноцветными панелями, его занимает музыкальная школа.

Большой Власьевский
Справа Большой Власьевский переулок. Фото автора

Далее ребятки выныривают около тёмно-серого жилого дома и бегут мимо него, оставляя позади ещё парочку зданий.

Большой Могильцевский
Троица бежит к Юлиному дому

Вот это место, снятое чуть подальше. Тёмно-серый дом стал гораздо светлее, а трёхэтажный особнячок выглядит теперь как кирпичный.

Большой Могильцевский
Здесь бежали Фима, Юля и Алиса

А теперь — внимание! — это всё тот же Большой Могильцевский и троица бежала… обратно к церкви.

Вот на этом фото все локации видно лучше. Справа — Большой Власьевский, левее — Большой Могильцевский.

И ещё. Высокий белый дом, стоящий за трёхэтажным особнячком — и есть тот самый дом, в котором была квартира Юли и из окон которого видно дом с барельефами.

Перекрёсток Большого Власьевского и Большого Могильцевского
Фото автора

Вот такая карусель.

Чтобы наглядно понимать, где, куда и кто бежал, я отметила все места на скриншоте.

Точки съёмок Гостьи из будущего
Некоторые места съёмок «Гостьи из будущего»
  1. Больница;
  2. Перекрёсток Денежного и Глазовского переулков (красными стрелками отмечено место, где бежали девочки сразу после этого перекрёстка);
  3. Арка в Чистом переулке, куда Юля и Алиса забежали;
  4.  Место встречи с Фимой (синими стрелками отмечен путь троицы — от Большого Могильцевского снова к Большому Могильцевскому);
  5. Дом Юли, из окна квартиры которой видно дом с барельефами;
  6. Дом с барельефами;
  7. Место встречи Алисы и ребят из 6-го «В» в Чистом переулке, д.6

Ребята благополучно добираются до дома Юли, который почему-то находится совсем в другом месте — в Гагаринском переулке, 28 (на момент съёмок это была улица Рылеева).

Гагаринский переулок
Подъезд Юли в Гагаринском переулке
С домом Юли в фильме вообще происходят интересные вещи. Окна её квартиры выходят на Плотников переулок, подъезд находится в Гагаринском, однако это ещё не всё. В 4-й серии есть эпизод, когда пираты «пасут» девочек около Юлиного дома — Юля и Алиса видят космических пришельцев из окна. Так вот, дом, около которого стоят Крыс и Весельчак, находится на Спиридоновке. О ней будет рассказано в одной из следующих частей.

Дом совсем недавно отреставрировали.

Дом Юли Грибовой
Дом Юли в Гагаринском переулке. Фото автора

Фима постоял пару мгновений около дома Юли и пошёл обратно.

Фима в Гагаринском
Фима около дома Юли в Гагаринском переулке

У меня есть старое фото, сделанное с такого же ракурса. Не пойму, что за железная конструкция висит на стене. Элемент дизайна? Но нечто похожее есть и на кадре из фильма.

У дома Юли
Дом «Юли» в 2019 году. Фото автора

Подъезд, в который забежали девочки, мы увидим ещё раз в 4-й серии, когда Алиса вышла из дома в плаще. Говорят, что нёс Наташу Гусеву, исполнительницу роли Алисы, Алёша Фомкин, который играл роль Коли Герасимова.

У подъезда Юли
Нереально высокая Алиса

Подъездная дверь на удивление за столько лет абсолютно не изменилась, я имею в виду фигурные элементы стекла. Здесь тоже фото старое, но и сейчас, после реставрации, дверь осталась прежней.

Гагринский
Узнаваемая дверь. Фото автора

В Гагаринским переулке снимали ещё один эпизод — когда Фима и Коля идут в школу. Точный адрес: Гагаринский, 23, с 1. Друзья заходят во двор, пересекают его и выходят на улицу через арку.

Повторим этот путь. Тот самый двор. Обратите внимание, что во дворе нет ни одной (!) машины. В Москве, а тем более в центре, увидеть такое — нонсенс. Не знаю, возможно, это была какая-то разовая акция, потому что раньше автомобили там стояли.

Гагаринский 23, с.1
Двор в 2024 году. Фото автора

И та самая арка. Она выходит прямиком в Гагаринский переулок.

Арка
Та самая арка. Фото автора

А это общий вид дома. С правой стороны ребята заходили, из арки выходили.

Гагаринский 23, с.1
Дом в Гагаринском переулке, 23, с.1. Фото автора

И ещё одна локация, последняя на сегодня. Касается эпизода встречи одноклассников и Алисы в Чистом переулке. Перед тем, как увидеть девочку, ребята выходят из арки, переходят через дорогу и останавливаются у забора.

 

Это Малый Лёвшинский переулок, арка относится к дому 7, стр. 1.

Малый Лёвшинский переулок
Малый Лёвшинский переулок. Фото автора

Давайте вспомним ту самую трогательную встречу ещё раз. Фима начинает вертеть головой, видит Алису и тихонько произносит её имя. Одноклассники дружно начинают смотреть в ту сторону, а сама Алиса, видимо, услышав оклик Фимы, поворачивается. И далее ребята подходят друг к другу около арки в Чистом переулке.

На самом деле от этого забора до места встречи больше 170 метров. Нет, чисто теоретически ребята могли увидеть Алису, наверное, могли даже поорать ей. Но не будем забывать, что расстояние разделено домами, а не чистым полем. И так, как в фильме — увидели, позвали по имени, подошли, — не получилось бы.

Вот, смотрите сами:

Яндекс-карты
От Малого Лёвшинского до Чистого переулка 174 метра. Скриншот с Яндекс-карт

Но это, конечно, размышления, исходящие из реальности. А в фильмах бывают пространственные кульбиты и похлеще. Ну вот такой он, киномонтаж.

На этом первая часть путешествия по местам съёмок «Гостьи из будущего» подошла к концу, скоро выйдут следующие.

В статье использованы кадры из фильма «Гостья из будущего», 1984 год, реж. П. Арсенов, киностудия им. Горького

Все современные фото принадлежат автору сайта.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: