Советский детский научно-фантастический телефильм «Гостья из будущего» впервые был показан телезрителям 40 лет назад — в дни школьных каникул в марте 1985 года. Для многих в то время мальчишек и девчонок фильм был и остаётся культовым. Да, он не был «продвинутым» с технической точки зрения, но у него есть то, чего нет у современных новоделов, напичканных килограммами спецэффектов, — душа. Поэтому его смотрят и пересматривают бессчётное количество раз.
Все места съёмок «Гостьи из будущего» сто раз исхожены-перехожены, внимательно рассмотрены, изучены и засняты. Есть даже специальные сайты, посвящённые фильму, например, Романтики.ру, где очень подробно описаны все пути-дорожки (некоторыми подсказками я воспользовалась). Но ведь всегда интересно прогуляться по знаковым местам, чтобы лично прикоснуться к истории. Причём не только к истории съёмок «Гостьи…», но и к истории Москвы. Поверьте, это очень увлекательно!
В фильме можно увидеть сразу несколько районов Москвы, в основном центральных: Арбат, Хамовники, Пресненский, Тверской. А на севере столицы — в Ботаническом саду и около ВДНХ — снимали Космозоо, Институт времени и некоторые другие объекты.
Некоторые локации сняты с разных ракурсов, отчего создаётся ощущение, что места разные.
Даже с учётом того, что локации где-то повторяются, их всё равно много. Поэтому перед написанием статьи встал вопрос, как лучше размещать материал: по сериям, по эпизодам, по местам, по районам? Я решила, что по местам будет удобнее всего.
Сегодня посмотрим, в какой больнице лежали Юля и Алиса, по каким улицам девочки бегали от машины ГАИ, где находится дом Юли и многое другое.
Все локации находятся в переулочках недалеко от Арбата.
В самом начале 3-й серии Алиса задумчиво смотрит на улицу, сидя у больничного окна. В этом эпизоде применена волшебная сила киноискусства, именуемая монтажом, потому что смотрит девочка на Маросейку — улицу в центре, недалеко от Китай-города (об этом чуть позже выйдет отдельная статья).

Больница самая настоящая, находилась она в бывшей усадьбе по адресу: Большой Лёвшинский переулок, д.6 (на момент съёмок — улица Щукина).

Усадьба была построена в конце 18 века. Известна как дом Сабашниковых: один из представителей купеческой династии Сабашниковых, Василий Никитич, жил здесь несколько лет со своей семьёй. В 1830-х здесь также жил литературный критик В.Г. Белинский. В советское время в здании располагался московский комитет красного креста и детская больница.
Сейчас там находится салон красоты и другие организации.
В эпизоде побега девочек из больницы, около учреждения даже виден забор.

Теперь никаких заборов нет, пространство открытое, есть небольшой скверик с лавочками, в центре которого стоит памятник Фритьофу Нансену.

Девочки покинули территорию больницы, обогнув её справа.

Такой же ракурс, как в фильме, поймать не получилось. Мне кажется, оператор находился гораздо выше.

Как только беглянки скрылись за углом, тут же откуда ни возьмись появилась машина ГАИ.
И началась запутанная беготня по кругу.
Перед нами — перекрёсток Денежного и Глазовского переулков (в 1984 году ул. Веснина и ул. Луначарского, соответственно). Девочки бегут по Денежному переулку со стороны Арбата. Вдали, в предрассветном мареве, высится здание МИДа. Серый особняк с колоннами — это усадьба Поливанова, построенная в 1823 году. Выглядит она каменной, хотя на самом деле деревянная. Изначально в усадебный комплекс входил ещё и флигель, но он сгорел в 1960-х.

После Октябрьской революции дом был национализировали и передан в жилой фонд. Сначала из бывшей усадьбы сделали коммуналку, а позже там располагалась детская библиотека, просуществовавшая до 70-х годов. В годы Великой Отечественной войны в здании находилась Высшая школа связистов, с 1974-го — Всероссийский шахматный клуб, а с 1996-го — офис Ассоциации шахматных федераций.
В 1977 году в усадьбе снимали эпизоды фильма «Хождение по мукам», специально для съёмок особняк перекрасили в светло-зелёный цвет.
Сейчас здание является памятником московского деревянного ампира и имеет статус объекта культурного наследия, однако ещё совсем недавно оно находилось под угрозой сноса.
В 2001 году в усадьбе произошёл пожар, который, по мнению одного печатного издания, никто и не торопился тушить, пока не возникла опасность перехода огня на соседние здания. А так, намекнули в газете, усадьба бы полностью сгорела, освободив клочок дорогой московской земли. После пожара здание пришло почти в полную негодность, в том числе и из-за того, что при тушении водой повредилась древесина. В мэрии стали всерьёз обсуждать возможность его сноса, но на защиту объекта встала группа активистов. Их усилия не прошли даром, и в 2004 году особняк начали реставрировать.
С 2017 года в здании проходит спектакль «Дом 1907» в иммерсивном формате (зрители являются активными участниками действия).

И ещё одна любопытная деталь.
Перекрёсток снимали от дома 14/3. Вот от этого:

Не могу сказать точно, но либо из него, либо из соседнего, 12-го дома, нам показывают вид из окна квартиры Юли. Здание за окном находится по адресу: Плотников переулок, 4/5.

Это доходный дом Г.Е. Бройдо, больше известный как дом с барельефами (или «Дом с писателями»). Главная особенность — 19 барельефов, на которых изображены литературные классики, в частности, Пушкин, Толстой и Гоголь, а также музы, — в достаточно фривольном виде.

Вернёмся к погоне. На перекрёстке девочки поворачивают направо, в сторону Садового кольца. Но в следующем кадре оказываются… около больницы, из которой только что сбежали.
Вот здесь они бегут по Большому Лёвшинскому. Лечебное учреждение осталось слева немного позади.

Место вполне узнаваемо. В угловом кирпичном доме сейчас находится одна из точек сети кулинарных лавок. Слева — посольство Мексики.

Подружки добегают до угла и поворачивают направо, в Чистый переулок. Далее они забегают в арку в начале дома № 8, а машина ГАИ наконец проезжает мимо.

Наши дни. Фасад 10-го дома немного видоизменился, в арке, в которую забегали Юля с Алисой, стоит решётка.

В этом эпизоде в кадр попал и дом № 6 — серое здание, самое дальнее отсюда. Его мы ещё раз увидим в 5-й серии, в момент встречи Алисы с учениками 6-го «В».

Примерно тот же вид сейчас:

А это общий вид 6-го дома, чтобы понимать, как он выглядит. В кадр попал и 8-й.

Арка с обратной стороны в сравнении тогда-сейчас. Ничего не изменилось. Правда, современное фото уже «древнее», 2019 года. Я как-то совсем забыла про эту арку и во время последних поездок в тот район новых снимков её не делала.

А мы опять возвращаемся к побегу. Теперь встреча с Фимой Королевым. Гуляет Фима в Большом Могильцевском переулке, напротив храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Как раз мимо храма и бежали девочки, когда Фима их окликнул. В кадре видно только маленькую часть церкви, человек, не знающий эти места, вряд ли вообще догадается, что это за здание.
Год постройки храма неизвестен, первые упоминания о нём относятся к 16 веку. При советской власти храм был закрыт и модифицирован: срезали главы, застроили колоннаду, в полукруглой нише пробили окна. В здании разместилось монтажное управление.
В конце 2000 года храм вернули Церкви.

Итак, Алиса и Юля подхватывают Фимин плащ, Фима подхватывает свою собачку, и вся троица поворачивает в Большой Власьевский переулок.

Кирпичное нежилое здание с левой стороны сейчас облицовано разноцветными панелями, его занимает музыкальная школа.

Далее ребятки выныривают около тёмно-серого жилого дома и бегут мимо него, оставляя позади ещё парочку зданий.

Вот это место, снятое чуть подальше. Тёмно-серый дом стал гораздо светлее, а трёхэтажный особнячок выглядит теперь как кирпичный.

А теперь — внимание! — это всё тот же Большой Могильцевский и троица бежала… обратно к церкви.
Вот на этом фото все локации видно лучше. Справа — Большой Власьевский, левее — Большой Могильцевский.
И ещё. Высокий белый дом, стоящий за трёхэтажным особнячком — и есть тот самый дом, в котором была квартира Юли и из окон которого видно дом с барельефами.

Вот такая карусель.
Чтобы наглядно понимать, где, куда и кто бежал, я отметила все места на скриншоте.

- Больница;
- Перекрёсток Денежного и Глазовского переулков (красными стрелками отмечено место, где бежали девочки сразу после этого перекрёстка);
- Арка в Чистом переулке, куда Юля и Алиса забежали;
- Место встречи с Фимой (синими стрелками отмечен путь троицы — от Большого Могильцевского снова к Большому Могильцевскому);
- Дом Юли, из окна квартиры которой видно дом с барельефами;
- Дом с барельефами;
- Место встречи Алисы и ребят из 6-го «В» в Чистом переулке, д.6
Ребята благополучно добираются до дома Юли, который почему-то находится совсем в другом месте — в Гагаринском переулке, 28 (на момент съёмок это была улица Рылеева).

Дом совсем недавно отреставрировали.

Фима постоял пару мгновений около дома Юли и пошёл обратно.

У меня есть старое фото, сделанное с такого же ракурса. Не пойму, что за железная конструкция висит на стене. Элемент дизайна? Но нечто похожее есть и на кадре из фильма.

Подъезд, в который забежали девочки, мы увидим ещё раз в 4-й серии, когда Алиса вышла из дома в плаще. Говорят, что нёс Наташу Гусеву, исполнительницу роли Алисы, Алёша Фомкин, который играл роль Коли Герасимова.

Подъездная дверь на удивление за столько лет абсолютно не изменилась, я имею в виду фигурные элементы стекла. Здесь тоже фото старое, но и сейчас, после реставрации, дверь осталась прежней.

В Гагаринским переулке снимали ещё один эпизод — когда Фима и Коля идут в школу. Точный адрес: Гагаринский, 23, с 1. Друзья заходят во двор, пересекают его и выходят на улицу через арку.
Повторим этот путь. Тот самый двор. Обратите внимание, что во дворе нет ни одной (!) машины. В Москве, а тем более в центре, увидеть такое — нонсенс. Не знаю, возможно, это была какая-то разовая акция, потому что раньше автомобили там стояли.

И та самая арка. Она выходит прямиком в Гагаринский переулок.

А это общий вид дома. С правой стороны ребята заходили, из арки выходили.

И ещё одна локация, последняя на сегодня. Касается эпизода встречи одноклассников и Алисы в Чистом переулке. Перед тем, как увидеть девочку, ребята выходят из арки, переходят через дорогу и останавливаются у забора.
Это Малый Лёвшинский переулок, арка относится к дому 7, стр. 1.

Давайте вспомним ту самую трогательную встречу ещё раз. Фима начинает вертеть головой, видит Алису и тихонько произносит её имя. Одноклассники дружно начинают смотреть в ту сторону, а сама Алиса, видимо, услышав оклик Фимы, поворачивается. И далее ребята подходят друг к другу около арки в Чистом переулке.
На самом деле от этого забора до места встречи больше 170 метров. Нет, чисто теоретически ребята могли увидеть Алису, наверное, могли даже поорать ей. Но не будем забывать, что расстояние разделено домами, а не чистым полем. И так, как в фильме — увидели, позвали по имени, подошли, — не получилось бы.
Вот, смотрите сами:

Но это, конечно, размышления, исходящие из реальности. А в фильмах бывают пространственные кульбиты и похлеще. Ну вот такой он, киномонтаж.
На этом первая часть путешествия по местам съёмок «Гостьи из будущего» подошла к концу, скоро выйдут следующие.
В статье использованы кадры из фильма «Гостья из будущего», 1984 год, реж. П. Арсенов, киностудия им. Горького
Все современные фото принадлежат автору сайта.












