Дзержинский район в Ярославле по меркам самого города – почти новорожденный ребенок. Если Ярославлю 1011 лет, то району официально всего 42. Активная застройка района новыми домами началась как раз в 70-х годах. Например, на Ленинградском проспекте, который мы в фильме увидим неоднократно, дома строили преимущественно по нечётной стороне, а вот чётная была коротенькой, дальше шли поля и деревня Брагино (от неё, собственно, и пошло неофициальное название района). Еще в середине 80-х годов (за точность дат не ручаюсь) в тех местах можно было встретить пасущихся коров. На карте города район помечен официально: Дзержинский. В этой части мы по нему и прогуляемся.
Первая часть здесь: По местам съёмок фильма “Афоня”, часть 1. Центр
Для лучшего понимания того – кто где был и кто куда и с кем ходил, я сделала пометки на карте.
Первая локация находится почти при въезде в Брагино – это кафе “Ассоль”, в котором любил посиживать Афоня. Там же он познакомился с Колей. Расположено это небольшое одноэтажное здание на улице Елены Колесовой, 50. Кафе там давно уже нет, есть вроде магазин (на карте метка №1).
Здесь нас ожидает и первый территориальный финт. Смотрите, Афоня переговаривается с женщиной, стоящей напротив, у продуктового магазина.
На самом деле, актеры чисто физически не могли так разговаривать. Во-первых, ввиду расстояния (между ними метров 500), а во-вторых, продавщица… стоит справа от героя Леонида Куравлева (на карте метка №4).
Кстати, и в той стороне, куда смотрит Афанасий, тоже есть большой продуктовый магазин, гастроном “Южный” (название официальное, хотя в те годы вроде было просто народным), но и там так просто они разговаривать не смогли бы ввиду того же расстояния.
Вот так выглядит бывшее кафе “Ассоль” в наши дни.
А это фото для примера, чтобы увидеть расстояние от кафе до магазина, который отсюда даже не видно. С киношным гастрономом история та же, только он находится справа вне пределов видимости.
Здесь я сделаю маленький экскурс в сторону центра Ярославля. На улице Нахимсона, 21 А, есть небольшое кафе, которое называется “Афоня” с припиской “та самая пивная…”. К съёмкам фильма она, конечно, отношения не имеет, тем не менее, упомянуть её надо.
Теперь давайте переместимся к магазину, у которого стояла женщина. Адрес: улица Урицкого, 50 (4 метка на карте). Снят был реальный гастроном, в народе в те времена он назывался то ли “мясо-рыба”, то ли “рыба-мясо”:
И тот гастроном сейчас. Как обычно, теперь там что-то сетевое:
Улица Урицкого мелькнула в картине еще несколько раз.
Первый – в эпизоде, когда Коля и Афанасий бредут домой. Правда, я не поняла, к кому, потому что Афанасий живет вообще в другой стороне (метка №7). Место, где мужчины остановились, говорит само за себя, без дополнительных угадываний. Магазин “Дом одежды” (метка №2). В настоящее время такого магазина нет, вместо него сделали сетевой продуктовый. А одноимённое название остановки, насколько я знаю, есть до сих пор.
Интересно, что идут герои Леонова и Куравлева от Ленинградского проспекта в сторону улицы Блюхера, то есть, от дома Афони они удаляются.
К сожалению, фотографий этих мест на данный момент у меня нет, поэтому пока довольствуемся яндекс-картами.
Ещё раз улицу Урицкого мы видим, когда Афоня со студентами посещают дома 37 А и 37 (метка №3).
Здесь пока тоже будет только скриншот с яндекс-карт.
И в третий раз улица мелькает буквально на несколько секунд, когда показывают проезд автобусов с детьми. В кадр попал тогдашний Дом быта (метка №5), адрес: Урицкого, 44 (на скриншоте он справа). Находится здание совсем близко от вышеупомянутого гастронома. Кстати, между магазином и домом быта было кафе-мороженое (точное название не помню), кусочек его выглядывает в кадре из-за автобуса.
В настоящее время на месте Дома быта то ли торговый центр, то ли бизнес центр, в общем, что-то в духе нашего времени.
Место работы Афони. Работает Афанасий на Ленинградском проспекте, 63 (метка №6). Это такой длинный жилой объект, состоящий из трёх домов: 63, 65 и 67, соединены они между собой балконами, которые начинаются со второго или третьего этажа. Еще в пределах видимости этой застройки есть три одноподъездные “свечки” (дома №53, 55 и 57) и такой же блочный, но двухподъездный – №61.
К чему я всё так подробно рассказываю? К тому, что по какой-то причине режиссёр сделал подмену домов. Ровно такая же жилая геометрическая группа есть дальше, там нумерация уже сотая: 103, 105 и т.д. Так вот, ЖЭК нам показывают в доме 63, а к бочке с квасом Афоня шел у домов 97-105 (метка №8), хотя есть точно такие же дома у ЖЭКА (53-61).
Вот ребятки переходят дорогу напротив дома 63. Правее пристроен 65:
А это уже почти конец города (в то время так и было) – сотые дома:
Вот скриншоты с карт. Собственные фото у меня есть, но на местности настолько всё заросло, что легче сделать пока такие. Слева 61 дом, дальше триада: 63-65-67.
А это не дубль. Это как раз застройка-близнец, где стояла бочка с квасом.
Теперь те же виды – с другой стороны. Здесь сотые дома. Место, где стояла бочка (где-то в районе красной машины).
А это 60-е дома. Здесь был ЖЭК.
Что же всё-таки не так было с бочкой кваса, если её перенесли аж за 1,5 километра? Почему не поставили ближе? Зачем подменили дома? Не знаю. Как вариант, какие-то дома в то время были ещё не достроены.
В наше время на месте пустыря перед домом 63 стоит ТЦ “Звёздный”. Изначально это был ресторан с одноимённым названием, построили его где-то в 85-87 годах. Скорее всего, заведение не выдержало напора капитализма и здание “переродили” под нужды нашего времени (как и многое другое).
Кстати, здесь тоже есть нестыковки по местоположению актеров. Например, в эпизоде, когда героиня Талызиной от ЖЭКа кричит Афоне, который в это время пьёт квас. Во-первых, расстояние, я только что об этом писала (женщина стоит у 63 дома, а мужчина у 105);
А во-вторых, Афоня в любом случае стоит спиной к актрисе, даже если бы он стоял в ближней застройке, у 61 дома. А орёт при этому кому-то перед собой:
Второй момент с этими же персонажами. Вот Талызина:
А вот Куравлев:
В фильме герой Куравлева отошел и встал якобы напротив входа в ЖЭК, на самом деле, нет. В реальности актер стоит в той же стороне, что и женщина со студентами, только ближе к торцу, и оба смотрят в одну сторону – на проезжую часть проспекта.
В наше время здесь всё настолько заросло, что увидеть что-то бывает довольно проблематично:
Где-то здесь, у торца (он справа) стояла Вострякова, героиня Талызиной. Дома за полем сейчас не увидеть, тут построили несколько детских садов.
А вот здесь стоял Афанасий, когда находился якобы напротив Талызиной. Домов практически не видно.
Ещё одна локация около работы Афони – двор дома 67. Я совсем про неё забыла и не отметила на карте. Это место нам показывают дважды. Сначала Борщов проходит по двору со студентами. “Свечки” за спинами героев относятся к проспекту Дзержинского. Справа видно небольшой кусочек дома 67 по Ленинградскому проспекту.
А второй раз в этом дворе Афанасий с коллегой работают под проливным дождем. Мы видим уже знакомые “свечки”.
Но и тут нестыковка. Из дверей ЖЭКа появляется мужчина и начинает орать ребятам. Они, соответственно, отвечают.
Ага. Только в реальности Афоня с приятелем стоят с другой стороны дома, во дворе.
Вот примерно здесь это было. И Афоня с ребятам вышагивал, и с коллегой под дождём работал. Слева теперь детские сады, точного ракурса не получится.