Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня посмотрим ляпы замечательной и любимейшей комедии Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”.
Сразу хочу сказать тем, кто любит возмущаться в духе “зачем искать ляпы в гениальности” – я ни в коей мере не оспариваю шедевр и фильм этот обожаю, мне просто интересен сам процесс съёмок. Ведь если в одном эпизоде реквизит стоит так, а в другом не так, значит, делали как минимум две сцены? Тут можно продолжать долго и спорить тоже можно долго.
Если вы категорически не приемлете таких статей, у меня на сайте есть множество других, милости прошу.
Итак, начнём.
1. Милославский находит у Шпака облигации.
Но при смене кадра он уже держит в руках пачки денег.
2. Там же. Жорж Милославский заходит в квартиру Шпака в одной одежде,
а к Шурику попадает в другой. Ну, с курткой понятно – Шпаковские замшевые надел на себя, все три. А вот с брюками и рубашкой ситуация неясная.
Здесь же обратите внимание на книжную полку и торшер. Книги в полке лежат только с краю, торшер стоит где-то ближе к середине. На самой полке есть ещё ваза с цветами, но на это фоне её не очень хорошо видно. Все эти предметы начнут в скором времени нагло катавасничать.
3. Стена начинает исчезать. Смотрим на цветок на книжной полке.
Милославский оказывается в квартире Шурика. Цветок уже другой, торшер пока ещё на месте.
При разговоре с Буншей видно, что цветы опять другие, а в полке появились книги, причем как в стоячем, так и в лежачем положении.
В следующем кадре опять всё поменялось: лежачие книги встали, стоячие – легли, торшер убежал на край, цветы поменяли положение. Я уже не выделяю журнал, который лежал с краю полки, сейчас там явно тоже что-то другое.
При разговоре с Шуриков снова перемена. Правда, здесь видно только цветок, но он опять другой.
А когда Жорж оказывается в Палатах, сразу после исчезновения стены, на его шее волшебным образом ещё и перевязывается платок.
4. Бунша бежит к телефону, чтобы позвонить в милицию. Телефон стоит прямо, заметьте.
А при смене плана уже не прямо.
Более того, когда Милославский кричит “Положь трубку!”, отчётливо видно, что она, эта самая трубка, привязана к леске.
5. Начинается гонка по Кремлю. Посмотрите на стрелы.
В следующем кадре видно, что они расположены по-другому.
6. Бунша залезает в сундук справа,
а сидит в нём почему-то слева. Как он умудрился перевернуться?
7. Шлем, как мы помним, надел вместе с остальными доспехами Жорж. Потом бил железной рукой подбегавших опричников.
В конце концов, Жорж и Бунша побежали дальше, а шлем остался валяться на полу.
Но буквально в следующем кадре мы видим, что шлем себе спокойно стоит на месте.
8. Бунша видит на трансформаторной будке надпись “дурак”, возмущается и ворчит.
Но при этом не знает про изрисованные стены в подъезде?
9. Иоанн бегает по подъезду, в итоге прячется за коляски.
Когда его находит Шурик, видно, что коляски стоят по-другому. И вряд ли это проделки царя.
10. На руке у Иоанна странным образом меняются перстни:
11. Бобина в магнитофоне у Шпака была белая.
А когда Милославский перенёс магнитофон в квартиру Шурика, стала красная.
12. Шурик живёт на 7 этаже. Это видно, например, тогда, когда уезжает жена – кнопка лифта горит на цифре 7.
Но когда Ульяна Сергеевна встречается с “мужем” на лоджии, заметно, что это явно не 7 этаж. Ну, 3-4, не более.
13. Возвращение жены. Царь прячется за занавески. Посмотрите на аквариум, вода в нём мутная.
Когда жена отдёргивает занавески, аквариум уже чистый. Кстати, и пробирки на машине времени поменяли местоположение.
Но после появления Якина, вода в аквариуме снова странным образом потемнела.
14. По адресу выезжают машины скорой помощи и милиции. Мало того, что в разных кадрах на машине скорой разные номера (к сожалению, изображение нечёткое, но в первом кадре номер оканчивается на 64),
так ещё и машина милиции при съёмке сверху оказывается машиной ГАИ:
15. Кинжал, лежащий на столе, в следующем кадре пропадает:
В статье использованы кадры из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”, реж. Леонид Гайдай, киностудия “Мосфильм”, 1973 год.